Главная » Статьи » Мои статьи |
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой
организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном
распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе
учителя-дефектолога и воспитателя. При ведущей роли учителя-дефектолога в
коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи,
стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно
связаны с задачами учителя-дефектолога. Среди них: - развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в
обучении; - развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; - совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; - уточнение, закрепление и автоматизация отработанного
учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; - закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических
категорий; - формирование диалогической и монологической речи; - закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза; - подготовка детей к письму, формирование графических умений; - устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной
сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных
на занятиях учителя-дефектолога; - сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией
речи; - формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие
умения пользоваться речевыми средствами общения; - обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для
формирования речевых умений. Решение поставленных коррекционных задач
осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени
пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную
работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться
следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: · Артикуляционная гимнастика Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в
сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка. · Дидактические игры по развитию
лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических
представлений и обучению грамоте – 2-3 игры. · Дидактические игры по развитию элементарных
математических представлений – 2-3 игры. Развитие мелкой моторики пальцев
рук. Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких
мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; 5. волшебные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и
т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. У детей с общим
недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие
и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы
являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные
изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.),
памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а
затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы,
выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить
причинно-следственные связи).
Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и
игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой
комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности
сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и
менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности
каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются
не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности:
самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. | |
Просмотров: 3868 | |
Всего комментариев: 0 | |